Не Суть Времени
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

Не Суть Времени

Ярославский форум бывших сторонников движения
 
ФорумПорталГалереяПоследние изображенияПоискРегистрацияВход

 

 Человек и история. Немецкая классическая философия

Перейти вниз 
АвторСообщение
Admin
Admin
Admin


Сообщения : 182
Дата регистрации : 2012-07-14

Человек и история.  Немецкая классическая философия  Empty
СообщениеТема: Человек и история. Немецкая классическая философия    Человек и история.  Немецкая классическая философия  Icon_minitimeВт Май 28, 2013 6:17 pm

Человек и история.
Немецкая классическая философия
и исторический материализм.


Немецкая диалектика против французской метафизики. Общество: механизм или организм.
И. Кант: теория познания. Идеалитическая диалектика в немецкой философии: Г.В.Ф. Гегель. Антропологический материализм Л. Фейербах.


Литература:
Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII - начала XIX в. - М. “Высшая школа”, 1989
Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. М., 1986
Гулыга А.В. Гегель М., 1970
Гулыга А.В. Кант М., 1967
Асмус В.Ф. Иммануил Кант М., 1973.

И так, пока в Англии и Франции расцветал механический материализм, а Просвещение подготавливало французскую революцию, в другом регионе Европы (а именно - в Германии) развернулась совершенно иная философская традиция.
При этом следует отметить, что Германию XVIII в. нельзя было даже назвать государством: это была страна, пребывавшая в состоянии феодальной раздробленности - на ее нынешней территории в ту пору размещалось свыше 300 карликовых государств; понятно, что уровень экономического и социального развития этих “государств” был несопоставим с английским или французским.
В таком заповеднике феодализма XVIII в. как в Германии “спроса” на материализм XVII - XVIII в. не возникало - зато общая мода XVIII в. на просвещение заставляла многих германских князей и курфюстов покровительствовать образованным людям и подкармливать философов. И надо сказать, что в данном случае количество перешло в качество: князей было много - и среди множества придворных философов нашлось несколько таких людей, которые составили славу немецкой нации: И. Кант, Г.В.Ф. Гегель, И.Г. Фихте, Шеллинг, Гердер и др.
Надо признать, что слава их была связана с тем, что их философия изначально была именно немецкой, т.е. призванной “дать отпор” вредным с точки зрения князей) идеям, доходившим из легкомысленной Франции и торгашеской Англии. В этом занятии немецкая классическая философия преуспела, так как и в самом деле немцам удалось нащупать действительно слабые места материализма XVII - XVIII в.
Прежде всего это касалось самого взгляда на мир; немцы верно почувствовали, что Вселенная далеко не так просто устроена, как склонны были думать французы.
Прежде всего в этой связи следует отметить имя Иммануила Канта. Он всю жизнь провел в городе Кенигсберге (ныне Калининград) и чуть было не оказался русским философом, так как во время Семилетней войны русские войска заняли Восточную Пруссию - и дела прусского короля Фридриха II были так плохи, что жители Кенигсберга уже не сомневались, что после войны их город войдет в состав России. Разделял это мнение и И. Кант - и в 1758 г. даже подал прошение о предоставлении ему профессорской кафедры в Петербурге. Но тут внезапно умерла русская императрица Елизавета, на пристол вступил ее племянник Петр III, который был поклонником Пруссии - и вернул Фридриху все русские завоевания.
Т.о. И. Кант остался немецким философом - и сыскал в этом качестве мировую славу.
Прежде всего надо сказать, что свою философскую карьеру И. Кант начинал как материалист: об этом можно судить хотя бы по знаменитой “гипотезе Канта - Лапласа (относительно происхождения солнца и планет из единого газопылевого облака). В общем юный (или докритический, как еще говорят) И. Кант был уверен, что одной материии достаточно, чтобы объяснить все и вся.
Но чем старше и мудрее становился философ, тем менее ему становилось, что не так все просто с материей.
Во-первых, материя бывает живая и неживая - и как первая получилась из второй совершенно непонятно.
Во-вторых, живую материю не объяснишь одной механикой - аналогия “животное - машина” не срабатывает (хотя бы потому, что машину можно собрать-разобрать, а живое существо заново не соберешь.
В-третьих, механизм явно не работает на уровне общества (см. лекцию 7).
Исходя из этого И. Кант пришел к выводу о том, что претензии материализма XVII - XVIII в. на безграничное познание мира, мягко говоря, завышены.
Т.е. И. Кант не утверждал, что мир вовсе непознаваем; но он считал, что есть некие границы познания, за которыми разум человека упирается в т.н. антиномии - т.е. взаимоисключающие предположения равно возможные и неподдающиеся экспериментальной проверке.
Примеры антиномий:
1) конечность и бесконечность пространства
2) делимость и неделимость атома
3) естественное и божественное происхождение жизни
4) существование или отсутствие Бога
5) “естественное” или боговдохновенное происхождение моральных норм и т.д.
И. Кант поэтому пришел к выводу о том, что антиномии ограничивают сферу рационального познания: за ними находится мир непознаваемых вещей-в-себе, недоступных пониманию (такая философская позиция называется агностицизмом).
Разумеется, с нашей современной точки зрения многие антиномии Канта не такие уж “предельные”. Мы знаем, что и атом делим, и что пространство конечно (потому, что замкнуто) - ну и т.д.
Но для материализма XVIII в., который ничего , кроме законов механики во вселенной в упор не видел, эти антиномии были и в самом деле неразрешимы.
Так что И. Кант, став агностиком - идеалистом, сделал шаг вперед, показав, что невозможно все многообразие мира свести к одним только механическим взаимодействиям (интересов или атомов - все едино); и за механикой материии явно есть еще некий пласт, что-то такое, что заставляет волноваться и трепетать наше сердце в ощущении тайны бытия: “Есть две вещи, которые вызывают во мне душевный трепет: звездное небо над головой и сознание нравственного закона внутри меня.” - И. Кант.
Если И. Кант только высказал идею о том, что мир гораздо сложнееи многообразнее, чем механические часы, то Г.В.Ф. Гегель эту идею развил, разработав учение о всеобщей связи и развитии явлений - диалектику. Постоянное движение вселенной в его трудах перестало быть плоско - механическим, приобрело объем и сложность, стало переходить с одного уровня на другой, причем новый уровень не отменял предыдущий. Гегель определил и универсальные законы развития - законы диалектики (см. лекцию 3). Более подробно о Гегеле можно прочитать в специальной литературе (благо, в ней недостатка нет) - а нам остается только добавить, что диалектика Гегеля была идеалистической - т.е. само развитие и становление мира в ней понималось как проявление самодвижения и самопознания “мирового духа” - но понимание это было куда более глубоким, чем у материалистов- “механиков”.
В творчестве Гегеля немецкая классическая философия достигла своей вершины. Но уже в середине XIX в. в писаниях Л. Фейербаха ей пришел конец.
Л. Фейербах был, в отличие от прочих философов - немцев, материалистом. Он критиковал их рассуждения именно за то, что уж больно ловко те все объяснили.
Г.В.Ф.Гегель, например, все саморазвитие мирового духа подводил к “конечной точке человеческого прогресса” - прусский монархии. В ней мировой дух лучше всего воплощается.
Л. Фейербах справедливо считал, что ради такого вывода не стоило горы бумаги переводить - и критиковал телеологическое (т.е. связанное с представлением о предначертанности и целенаправленности) представление о ходе истории и развитии человечества.
Л. Фейербах утверждал, что история развивается не потому что так мировому духу угодно, а потому что развивается сам человек. Лучшее тому подтверждение Л. Фейербах видел в развитиии религиозных представлений: люди поклонялись тому, что не понимали. Сперва обожествлялись природные стихии (солнце, вода, огонь и т.д.) - потом ими научились пользоваться и место богов заняли социальные силы (бог войны, бог торговли и т.д.). Потом бог стал “великим утешителем” - именно потому, что люди стремятся в религии компенсировать те проблемы, с которыми в этом мире не справляются.
Из этого Л. Фейербах делал вывод, что рано или поздно люди сами себя поймут настолько, что нужда в религии отпадет.
Такая точка зрения была более последовательна и глубока, чем прежняя критика религиии. Материалисты - просветители XVIII в. тоже ругали религию, но делали это просто - объявляли ее злонамеренной выдумкой, не задумываясь о том, что так обмануть можно лишь того, кто хочет быть обманутым; Л. Фейербах обнаружил земные корни религии, а источник развития - в самом человеке.
Это был антропологический материализм. Оставалось только выяснить почему развивается сам человек - и куда это развитие ведет.
Самую знаменитую на сей счет гипотезу высказал К. Маркс - но об этом чуть позже. Пока что остается лишь добавить , что Л. Фейербах с этой гипотезой, надо полагать, согласился, если вступим на старости лет в социал -демократическую партию...
Вернуться к началу Перейти вниз
https://nesutvremeni.forum2x2.ru
 
Человек и история. Немецкая классическая философия
Вернуться к началу 
Страница 1 из 1
 Похожие темы
-
» Человек и Бог. Средневековая философия
» Человек и культура. Философия Возрождения
» Человек и общество. Сократ и этическая философия
» Человек и природа. Натурфилософия и ее основной вопрос
» Современная западная философия

Права доступа к этому форуму:Вы не можете отвечать на сообщения
Не Суть Времени :: ЛИКБЕЗ :: Философский-
Перейти: